Размер шрифта:
Цвет сайта:

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

Методические рекомендации по осуществлению деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ярославской области при выявлении признаков жестокого обращения с несовершеннолетними и оказании помощи детям, подвергшимся жестокому обращению

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

«Проблемные» родители – не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребёнка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению прав ребёнка могут способствовать следующие факторы риска:

• неполные и многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, с наличием отчимов и мачех;
• присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
• безработица, финансовые трудности;
• постоянные супружеские конфликты;
• статус беженцев, вынужденных переселенцев;
• низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
• нежелательный ребёнок;
• умственные или физические недостатки ребёнка;
• «трудный» ребёнок.

В случае выявления жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

• Психическое и физическое развитие ребёнка не соответствует его возрасту.
• Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребёнка.
• Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
• Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
• Отказ ребёнка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
• Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
• Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
• Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определённого взрослого.
• Судорожное реагирование на поднятую руку (ребёнок сжимается, как бы боясь удара).
• Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всём и обо всех.
• Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребёнок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребёнку, но и к его родителям.

Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?

• В беседе о ребёнке родители проявляют настороженность или безразличие.
• На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
• Часто меняют участкового врача, переводят ребёнка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребёнком?

Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребёнка дома, посмотреть, в каких условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, выразить свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

• ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
• решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребёнка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребёнка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

Таким образом, задача педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребёнка.